19 Ноября - День ракетных войск и артиллерии
   Праздник День артиллерии установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.10.1944 года. 19 ноября 1942 года с мощной артиллерийской подготовки Красной Армии началось контрнаступление в ходе Сталинградской Битвы. С 1964 года праздник отмечается как День ракетных войск и артиллерии.
Copyright ©
Мартьянов А.С.
Эмба - Артиллерийский Испытательный Ракетный Полигон. Инфраструктура

   Для обеспечения жизнедеятельности Полигона, проведения научных исследований и испытаний в области вооружения и военной техники Войск Противовоздушной Обороны Сухопутных Войск, Ракетных Войск и Артиллерии была создана необходимая инфраструктура.

Полигон Эмба. Карта


ОбъектКоординатыНазначение
Площадка №1048°46'25" СШ
58°04'30" ВД
   Военный городок Эмба-5, административный центр Полигона, Штаб в/ч 34020
Площадка №1248°44'15" СШ
58°02'45" ВД
   Аэродром "Карась", авиационное обеспечение Полигона
Площадка "Нева"48°33'55" СШ
58°02'15" ВД
   Центральный Командный Пункт
Площадка №148°31'15" СШ
58°01'15" ВД
   Проведение испытательных пусков
Площадка №1-А48°31'8" СШ
58°02'15" ВД
Площадка №101-А48°33'15" СШ
58°03' ВД
Площадка №30148°31' СШ
58°03'15" ВД
Площадка №848°44'05" СШ
58°01'45" ВД
   Комплекс РУМ
Площадка №248°33'45" СШ
58°02'30" ВД
   Центральный Измерительный Пункт
Площадка "Волга"48°28'45" СШ
58°04'30" ВД
   Выносной Измерительный Пункт. Запись результатов испытательных пусков для их дальнейшего анализа
Площадка "Дон"48°31' СШ
57°57'50" ВД
Площадка №2148°11'30" СШ
58°16'45" ВД
Площадка №2248°27'15" СШ
57°42'15" ВД
Площадка №2347°55'25" СШ
58°16'30" ВД
Площадка №2448°09'20" СШ
57°29'45" ВД
Площадка №3148°23'50" СШ
58°08' ВД
Площадка "Вега"48°29'05" СШ
57°45'45" ВД
   Траекторные и телеметрические измерения ракет, запускаемых с Полигона Капустин Яр
Площадка №448°42'40" СШ
58°05'40" ВД
   Штаб в/ч 34020-Н, стыковочная база ЗРК и ЗРС ВПВО, комплекс проверки ЗУР и НО для ЗРК и ЗРС ВПВО
Площадка №2048°34'25" СШ
58°02'30" ВД
   Штаб в/ч 34020-А
Площадка №10148°40'15" СШ
57°58'15" ВД
   Проведения испытаний РЛС и средств АСУ
Площадка №348°31'15" СШ
58°01'45" ВД
   Проведение климатических испытаний ЗУР и наземных средств ЗРК
Площадка №748°43'15" СШ
58°05'45" ВД
   Склады ракетно-артиллерийского вооружения
Площадка №20048°42'30" СШ
58°06'15" ВД
   167 Учебный Центр Боевого Применения Войск ПВО СВ
Площадка "Тособа"48°21'36" СШ
57°39' ВД
 
Площадка "Садир"48°14' СШ
57°33'55" ВД
 
Площадка "Амур"48°02'10" СШ
57°29'05" ВД
   Запуск ракет-мишеней Белка-3, Звезда-3
Площадка №20147°30'05" СШ
58°23'10" ВД
   Запуск мишеней
ПУР №147°56'45" СШ
57°29' ВД
   Полевой укреплённый район
ПУР №247°42'30" СШ
57°28'15" ВД
   Полевой укреплённый район
ПУР №347°09'35" СШ
57°30'15" ВД
   Полевой укреплённый район

Войсковая частьНазначение
 В/ч 3402011 Государственный Научно-Исследовательский Испытательный Полигон
 В/ч 03021 - "Вега"Ракетчики(Капустин Яр)
 В/ч 24007167 Учебный Центр Боевого Применения Войск ПВО
 В/ч 18771(35733)165 Отдельный Смешанный Авиационный Полк
 В/ч 8958623 Отдельный Батальон Авиационно-Технического Обеспечения
 В/ч 22265Батальон связи
 В/ч 29284Авиационно-техническая база
 В/ч 43179Военно-Строительное Управление
 В/ч 73450Военно-Строительная часть
 В/ч 44022Военно-Строительная часть
 В/ч 46189Военно-Строительная часть
 В/ч 54017Автопарк
 В/ч 40492Лазарет строителей
 В/ч 86602Госпиталь
 В/ч 77951СЭО

Город Эмба-5

   Город Эмба-5 основан в 1960 году в связи с созданием 11 Государственного Научно-Исследовательского Испытательного Полигона МО РФ Эмба как административный центр Полигона. Располагался в 200 километрах к югу от города Актюбинск Актюбинской области Казахстана в точке с координатами 48°46'25" СШ, 58°04'30" ВД. В официальных бумагах Полигона именовался Площадка №10.
   В начале июня 1960 года в 10 километрах к югу от железнодорожной от станции Эмба Актюбинской области Казахской ССР в 200 километрах южнее Актюбинска в точке с координатами 48°46'30" северной широты, 58°04'30" восточной долготы в устье пересыхающей речушки Ушкатты высадился "десант" в составе 15 офицеров и 25 солдат во главе с первым начальником Полигона Н.А. Рощицким, был забит первый реперный колышек и развёрнут тщательно охраняемый палаточный лагерь. Первые многоместные палатки появились рядом с кунгом командира части, служившим ему и кабинетом, и жильём. В июле 1960 года начались первые геодезические и строительные работы. Ветры, внезапно налетавшие из глубины степей, рвали палатки, засыпали временные жилища песком. Приходилось начинать всё сначала. Так, в трудных условиях, начиналась история городка. Городок получил наименование Эмба-5.
   К концу 60-х годов в городке была создана вся необходимая инфраструктура для обеспечения жизнедеятельности. Были построены административные здания, узел связи, дома №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,14,54,55,56,57, гостиница "Юбилейная", гостиница "Мечта", гостиница "Гранит", гостиница "Люкс", гостиница "Рубин", универмаг, гастроном, овощной магазин, хозяйственный магазин, Дом Быта, столовая военторга, госпиталь, школа, музыкальная школа, детский сад, хлебозавод, котельная, водозаборная станция и водонапорная башня, ГДО, солдатский клуб, почта, стадион. Была построена плотина на реке Эмба, в результате чего было создано небольшое водохранилище, на берегу которого была обустроена зона отдыха. Воды водохранилища использовались для полива зелёных насаждений в городке. Для этого по всему городку были проложены трубы, которые обеспечивали искусственное орошение.
   К началу 70-х годов городок превратился в цветущий зеленый оазис посреди голой казахской степи. Дома и административные здания утопали в зелени деревьев. В городке было много цветников и работало несколько фонтанов в парке ГДО, у гостиницы "Берег" и у штаба в/ч №34020. В 70-е годы началось строительство жилых домов на улице Набережная, продолжалось благоустройство городка. В середине 70-х годов на карте городка появились названия улиц - Ленина, Советская, Комсомольская, Школьная, Цветочная, Набережная. В 1975 году началась посадка деревьев в новом парке Победы. Деревья сажали всем городком. В парке был установлен самолет Ан-12, переоборудованный под кафе "Наташа". В этом же году был построен шлюз на реке Эмба и мост над шлюзом. 1 сентября 1977 года начались занятия во втором здании средней школы №1. Первое здание было целиком отдано ученикам младших классов. К концу 70-х годов были построены гостиница "Волна", дома №№40,41,47,48.
   В 80-е годы продолжалось благоустройство городка. Началось строительство жилых домов на улице Молодежной. К концу 80-х годов были построены здание ВЦ (самое высокое в городке), новый гастроном, новое здание хозяйственного магазина, новая офицерская столовая, поликлиника, гостиница "Факел", гостиница "Искра", гостиница "Восток", дома №№42,49,50,505,541,542,543,544,562.
   В 90-е годы, несмотря на то, что городок оказался на территории другого государства, продолжал развиваться и благоустраиваться. 10 мая 1990 года в честь тридцатилетия Полигона около ВЦ открыт памятник ЗРК "Круг". Весной 1995 года открыты памятники ЗРК "Куб", "Миг-21" на въезде в городок.
   В 1999 году, в связи с ликвидацией 11 Испытательного Полигона МО РФ Эмба, вся инфраструктура городка была передана Казахстану. Военный городок Эмба-5 прекратила свое существование.


Город Эмба-5. План

Аэродром "Карась"

   Аэродром "Карась" построен в середине 60-х годов в связи с созданием 11 Государственного Научно-Исследовательского Испытательного Полигона МО РФ Эмба для авиационного обеспечения Полигона. Располагался в 200 километрах к югу от города Актюбинск Актюбинской области Казахстана в точке с координатами 48°46'25" СШ, 58°04'30" ВД. В официальных бумагах Полигона именовался Площадка №12.
   В полётных картах именовался "Карась". Для всех перелетающих воздушных судов до середины 1980 года имел воздушный позывной "Недельный", а далее до закрытия - "Ребус".
   Абсолютное превышение над уровнем моря +232 метра.
   Магнитное склонение в районе аэродрома +8 град.
   Курс взлёта и посадки (т.е. ориентация ВПП по магнитному курсу) - 220° - 40°.
   Имел железобетонную взлётно-посадочную полосу(ВПП) длиной 3000 м и шириной 49 м. Толщина железобетонных плит ВПП 24 см. Строительство ВПП велось с 1967 по 1969 г. В 3 километрах от южного конца ВПП распологалась запасная грунтовая полоса, размером 2500х100 м, для аварийной посадки и для запуска самолётов-мишеней.
   По классификации соответствовал аэродрому второго класса, годен для приема всех типов самолётов.
   На аэродроме базировался 165 Отдельный Смешанный Авиационный Полк, войсковая часть 18771.

Аэродром "Карась". Полётная карта