19 Ноября - День ракетных войск и артиллерии
   Праздник День артиллерии установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.10.1944 года. 19 ноября 1942 года с мощной артиллерийской подготовки Красной Армии началось контрнаступление в ходе Сталинградской Битвы. С 1964 года праздник отмечается как День ракетных войск и артиллерии.
Copyright ©
Мартьянов А.С.
Эмба - Артиллерийский Испытательный Ракетный Полигон. Испытания

Техника, испытанная на ПолигонеГоды испытанийПринятие на вооружение
ЗРК «Круг»(2К11)январь 1963 г. - июнь 1964 г.3.02.1965 г.
ЗРК «Круг-А»(2К11А)1967 г.1967 г.
ЗРК «Круг-М»(2К11М)1971 г.1971 г.
ЗРК «Оса»(9К33)1967 г. - июль 1968 г.
март 1970 г. - февраль 1971 г.
4.10.1971 г.
ЗРК «Куб-М1»(2К12М1)1972 г.январь 1973 г.
ЗРК «Круг-М1»(2К11М1)1974 г.1974 г.
ЗРК «Оса-АК»(9К33М2)сентябрь 1974 г. - февраль 1975 г.1975 г.
ЗРК «Куб-М3»(2К12М3)начало 1976 г.конец 1976 г.
ЗРК «Куб-М4»(2К12М4)Бук-1август 1975 г. - сентябрь 1976 г.1978 г.
ЗРК «Оса-АКМ»(9К33М3)сентябрь-декабрь 1979 г.1980 г.
ЗРК «Бук»(9К37)ноябрь 1977 г. - март 1979 г.1980 г.
ЗРК «Бук-М1»(9К37М1)февраль-декабрь 1982 г.1983 г.
ЗРС С-300В1(9К81)1980 г. - 1981 г.1983 г.
ЗРК «Тор»(9К330)декабрь 1983 г. - декабрь 1984 г.19.03.1986 г.
ЗРС С-300В(9К81)1985 г. - 1986 г.1988 г.
ЗПРК «Тунгуска-М»(2К22М)август-октябрь 1990 г.1990 г.
ЗРК «Тор-М1»(9К331)март-декабрь 1989 г.1991 г.

ГодБоевые пуски ракет, радиоуправляемых мишеней, выполнение специальных заданий по отработке зенитно-ракетного вооружения
1960-1979 гг.НИР-118, ОИР-929, пусков ракет-5069, самолётовылетов-40698. Состыковано и передано в войска 168 дивизионов ЗРК 2К11, 340 батарей ЗРК 2К12.
1980 г.НИР-20, ОИР-222, пусков ракет-519, самолётовылетов-2532. Состыковано и передано в войска 8 дивизионов ЗРК 2К11М1, 33 батарей ЗРК 2К12М3, 19 батарей ЗРК 2К12М4.
1981 г.НИР-20, ОИР-141, пусков ракет-530, запусков мишеней-373, самолётовылетов-3405. Состыковано и передано в войска 16 дивизионов ЗРК 2К11М1, 17 батарей ЗРК 2К12М3, 3 батареи ЗРК 9К37, 31 батарея ЗРК 2К12Э. Протяженность транспортных испытаний-85,8 тыс. км.
1982 г.НИР-20, ОИР-141, пусков ракет-484, запусков мишеней-288, самолётовылетов-2564. Состыковано и передано в войска 2 дивизиона ЗРК 2К12Э, 3 дивизиона ЗРК 9К37, 31 батарея ЗРК 2К12Э. Протяженность транспортных испытаний-165,9 тыс. км.
1983 г.НИР-23, ОИР-99, пусков ракет-592, запусков мишеней-300, самолётовылетов-2858. Состыковано и передано в войска 5 дивизионов ЗРК 9К37, 42 батареи ЗРК 2К12Э. Протяженность транспортных испытаний-86,7 тыс. км.
1984 г.НИР-26, ОИР-91, пусков ракет-661, запусков мишеней-333, самолётовылетов-2297. Состыковано и передано в войска 7 дивизионов ЗРК 9К37, 1 комплекс 9К81, 14 батарей ЗРК 2К12Э. Протяженность транспортных испытаний-148,2 тыс. км.
1985 г.НИР-23, ОИР-109, пусков ракет-588, запусков мишеней-221, самолётовылетов-2310. Состыковано и передано в войска 9 дивизионов ЗРК 9К37, 1 комплекс 9К81, 5 батарей ЗРК 2К12Э. Протяженность транспортных испытаний-62,5 тыс. км.
1986 г.НИР-24, ОИР-106, пусков ракет-616, запусков мишеней-478, самолётовылетов-2461. Состыковано и передано в войска 8 дивизионов ЗРК 9К37, 2 дивизиона 9К81. Протяженность транспортных испытаний-114,8 тыс. км.
1987 г.НИР-30, ОИР-119, пусков ракет-546, запусков мишеней-333, самолётовылетов-2317. Состыковано и передано в войска 10 дивизионов ЗРК 9К37, 3 дивизиона 9К81. Протяженность транспортных испытаний-58 тыс. км.
1988 г.НИР-23, ОИР-114, пусков ракет-696, запусков мишеней-2517, самолётовылетов-2082. Состыковано и передано в войска 10 дивизионов ЗРК 9К37М1, 2 дивизиона 9К81. Протяженность транспортных испытаний-67,1 тыс. км.
1989 г.НИР-12, ОИР-120, пусков ракет-694, запусков мишеней-555, самолётовылетов-2442. Состыковано и передано в войска 11 дивизионов ЗРК 9К37М1, 4 дивизиона 9К81. Протяженность транспортных испытаний-60,5 тыс. км.
1990 г.НИР-8, ОИР-101, пусков ракет-735, запусков мишеней-755, самолётовылетов-2800. Состыковано и передано в войска 8 дивизионов ЗРК 9К37М1, 3 дивизиона 9К81. Протяженность транспортных испытаний-68,63 тыс. км.
1991 г.НИР-12, ОИР-120, пусков ракет-755, запусков мишеней-632, самолётовылетов-1987. Состыковано и передано в войска 6 дивизионов ЗРК 9К37М1, 2 дивизиона 9К81. Протяженность транспортных испытаний-46,99 тыс. км.
1992 г.НИР-13, ОИР-69, пусков ракет-293, запусков мишеней-230, самолётовылетов-865. Состыковано и передано в войска 11 дивизионов ЗРК 9К37М1, 4 дивизиона 9К81. Протяженность транспортных испытаний-18,89 тыс. км.
1993 г.НИР-10, ОИР-60, пусков ракет-283, запусков мишеней-273, самолётовылетов-641. Состыковано и передано в войска 3 дивизиона ЗРК 9К37М1, 1 дивизион 9К81. Протяженность транспортных испытаний-16,4 тыс. км.
1994 г.ОИР-33, пусков ракет-264, запусков мишеней-240, самолётовылетов-488. Состыковано и передано в войска 3 дивизиона ЗРК 9К37М1. Протяженность транспортных испытаний-1,42 тыс. км.
1995 г.НИР-8, ОИР-41, пусков ракет-286, запусков мишеней-223, самолётовылетов-480. Состыковано и передано в войска 2 дивизиона ЗРК 9К37М1. Протяженность транспортных испытаний-5,33 тыс. км.
1996 г.НИР-8, ОИР-41, пусков ракет-169, запусков мишеней-172, самолётовылетов-547. Состыковано и передано в войска 1 дивизион ЗРК 9К37М1. Протяженность транспортных испытаний-11,2 тыс. км.
1997 г.НИР-8, ОИР-41, пусков ракет-89, запусков мишеней-77, самолётовылетов-322. Протяженность транспортных испытаний-14,3 тыс. км.
1998 г.НИР-3, ОИР-35, пусков ракет-62, запусков мишеней-80, самолётовылетов-98. Протяженность транспортных испытаний-11,4 тыс. км.
1999 г.НИР-4, ОИР-16, пусков ракет-46, запусков мишеней-52, самолётовылетов-122. Протяженность транспортных испытаний-5,53 тыс. км.

Полигон Эмба. Краткие сведения о ЗРК и ЗРС

      1. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 15 февраля 1958 года начата разработка самоходного высокоманевренного ЗРК 2К11 «Круг».
   ЗРК предназначался для перехвата целей, летящих со скоростями до 600 м/с на высотах от 3 до 25 км, на дальности до 45 км. Вероятность поражения цели типа фронтового бомбардировщика типа Ил-28 на высотах до 20 км одной ЗУР должна была быть 0,8. Цель с ЭПР, соответствующей МиГ-15, должна была обнаруживаться на дальности до 115 км.
   Головной разработчик комплекса – НИИ-20 ГКОТ (НИЭМИ, концерн «Антей»), главный конструктор – В.П. Ефремов.
   Станция наведения ракет 1С32 (СНР), главный конструктор И.М. Дризе (НИИ-20).
   Самоходная пусковая установка 2П24 (ПУ), разработка и создание – ОКБ-8.
   Станция обнаружения целей 1С12 (СОЦ), разработка и создание – НИИ-208 (НИИИП), главный конструктор В.В. Райзберг.
   Комплекс управления К-1 «Краб», разработка и создание – ОКБ-563, главный конструктор В.С. Семенихин.
   Автоматизированная система управления (АСУ) боевыми действиями зенитно-ракетной бригады, оснащенной ЗРК «Круг» – «Поляна Д-1» 9С468М1, разработка и создание – НИИ АА, главный конструктор С.М. Чудинов.
   Зенитная управляемая ракета 3М8 (ЗУР), главный конструктор В.Г. Грабин (ЦНИИ-58). Создана, как и ПУ 2П24, в ОКБ-8, руководитель Л.В. Люльев.
   Фактически 26 ноября 1959 года состоялись первые бросковые испытания макета ракеты с натурными стартовыми двигателями. Летная отработка маршевого двигателя без аппаратуры управления начата в июне 1960 года. В августе 1960 года начались программные пуски ракет, оснащенных автопилотом, но без аппаратуры радиоуправления. В период с 1960 по 1961 годы проведено 55 пусков ракет. С мая 1962 года начались заводские испытания ракет с аппаратурой радиоуправления. До начала совместных испытаний в ходе заводских испытаний до апреля 1963 года было проведено 26 пусков ЗУР по различным мишеням. В процессе совместных испытаний с января по май 1963 года было выполнено 8 пусков, из них 3 неудачных. Из 25 пусков, выполненных с февраля по август, только 7 прошли успешно. Ракеты поступали на полигон несвоевременно. Медленно, в течение 3-х недель, обрабатывались результаты испытаний. Часто выходили из строя технические средства из состава комплекса. К началу 1964 года проведено еще 2 успешных пуска.
   В целом, в ходе совместных испытаний с февраля 1963 года по июнь 1964 года был проведен 41 пуск ЗУР, включая 24 ракеты в боевой комплектации.
   Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 февраля 1964 «О принятии на вооружение подвижного зенитного управляемого реактивного комплекса «Круг» с ЗУР 3М8» были определены основные характеристики комплекса.
   В состав бригады, вооруженной ЗРК «Круг», входили батарея управления с комплексом боевого управления «Краб», зенитно-ракетные дивизионы, состоявшие из 3 взводов управления, 3 батарей, в каждой из которых было по 1 СНР 1С32 и 3 ПУ 2П24 со спаренными направляющими, а также техническая батарея.
   В 1967 году был принят на вооружение ЗРК «Круг-А».
   После проведения доработок ЗУР в 1971 году был принят на вооружение ЗРК «Круг-М».
   В 1974 году был принят на вооружение ЗРК «Круг-М1».
   На базе ЗУР 3М8 создан ИВЦ 9М316 «Вираж».
   В соответствии с Постановлением от 14 апреля 1975 года была разработана автоматизированная система управления боевыми действиями зенитной ракетной бригады, оснащенной ЗРК «Круг» - АСУ «Поляна Д-1».
   Совместные испытания АСУ «Поляна Д-1» проводились на полигоне с апреля по июнь 1980 года, а в 1981 году она была принята на вооружение.

      2. Разработка самоходного ЗРК 2К12 «Куб» была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 18 июля 1958 года.
   Комплекс должен был обеспечить поражение воздушных целей, летящих со скоростями 420-600 м/с на высотах от 100-200 м до 5-7 км, на дальности до 20 км при вероятности поражения цели одной ракетой не менее 0,7.
   Головной разработчик комплекса – ОКБ-15 (НИИП им. В.В. Тихомирова), главный конструктор – В.В. Тихомиров. В 1962 году работы возглавил Ю.Н. Фигуровский.
   Самоходная установка разведки и наведения 1С91 (СУРН), главный конструктор А.А. Растов.
   Самоходная пусковая установка 2П25 (ПУ), разработка и создание – СКБ-203 (МКБ «Старт»), главный конструктор А.И. Яскин.
   Зенитная управляемая ракета 3М9 (ЗУР), разработка и создание КБ завода № 134 (МКБ «Вымпел»), главный конструктор И.И. Торопов. После неудовлетворительных результатов в 1961 году работы возглавил А.Л. Ляпин.
   Гусеничные шасси (ГМ), разработка и создание КБ ММЗ (ПО «Метровагонмаш»), главный конструктор Н.А. Астров.
   В конце 1959 года на Донгузский полигон поступила ПУ 2П25 и были начаты бросковые испытания ЗУР. Однако до июля 1960 года не удалось провести ни одного удачного пуска с работающей маршевой ступенью. В 1961 году испытания также шли с неудовлетворительными результатами. Последовали «оргвыводы», но разгон разработчиков не привел к ускорению работ. К началу 1963 года из 83 запущенных ЗУР только 11 были оснащены ГСН, при этом удачно завершились только 3 пуска. Поэтому в сентябре этого же года пуски пришлось прервать. К середине 1964 года удалось провести успешный пуск ЗУР в боевом снаряжении.
   С января 1965 по июнь 1966 года были проведены совместные испытания комплекса.
   Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 января 1967 ЗРК «Куб» был принят на вооружение ПВО СВ.
   Зенитно-ракетный полк, вооруженный ЗРК «Куб» состоял из КП, 5 батарей, батареи управления и технической батареи. Каждая из 5 батарей включала в себя 1 СУРН 1С91, 4 ПУ 2П25 с 3 ЗУР 3М9 на каждой, а также 2 ТЗМ 2Т7.
   В соответствии с рекомендациями с 1967 года начата модернизация ЗРК «Куб».
   Модернизированный комплекс в 1972 году проходил испытания на полигоне Эмба и в январе 1973 года был принят на вооружение под шифром «Куб-М1».
   Следующая модернизация комплекса проводилась с 1974 по 1976 годы. Совместные испытания проводились на полигоне Эмба в начале 1976 года и к концу года он был принят на вооружение под шифром «Куб-М3».
   В целях скорейшего усиления ПВО танковых дивизий с наращиванием боевых возможностей входящих в эти дивизии полков, оснащенных ЗРК «Куб», путем увеличения вдвое канальности по целям Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22 мая 1974 года, было предписано осуществить создание ЗРК «Бук» и предусматривалось в составе 5 батарей полка «Куб-М3», в дополнение к одной СУРН 1С91М3 и 4 ПУ 2П25М3 иметь 1 СОУ 9А38 из состава ЗРК «Бук» с 3 ЗУР 9М38 или 3М9М3.
   В период с августа 1975 года по октябрь 1976 года ЗРК «Куб-М3» в составе СУРН 1С91М3, ПУ 2П25М3, , ЗУР 3М9М3, СОУ 9А38 и 9М38 проходил государственные испытания на полигоне Эмба. Комплекс был принят на вооружение в 1978 году. Комплекс получил название «Куб-М4».
   На базе ЗУР 3М9 создан ИВЦ 3М20 «Пение».
   ЗРК «Куб» под шифром «Квадрат» поставлялся в ВС 25 стран (Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Египта, Эфиопии, Гвинеи, Венгрии, Индии, Кувейта, Ливии, Мозамбика, Польши, Румынии, Йемена, Сирии, Танзании, Вьетнама, Сомали, Югославии и др.). Комплекс успешно использовался практически во всех военных конфликтах на Ближнем Востоке и до сих пор состоит на вооружении многих стран мира.

      3. Разработка автономного ЗРК 9К33 «Оса» началась в соответствии с Постановлением СМ СССР от 27 октября 1960 года.
   Комплекс предназначался для поражения целей, летящих на высотах от 50-100 м до 5 км со скоростью до 500 м/с, на дальностях от 0,8-1 км до 8-10 км. Впервые ставилась задача разработки автономного комплекса с размещением на одном самоходном плавающем шасси всех боевых средств, включая РЛС и ПУ с ЗУР, АНТО, контроля, а также источников электропитания.
   Головной разработчик комплекса – НИИ-20 ГКРЭ (НИЭМИ, концерн «Антей»), главный конструктор – М.М. Косичкин.
   Пусковая установка 9А33 (БМ), разработка и создание – СКБ-203, главный конструктор А.И. Яскин.
   Зенитная управляемая ракета 9М33 (ЗУР), разработка – КБ завода № 82 (Тушинский машиностроительный завод), главный конструктор А.В. Потопалов.
   В 1961 году был выпущен аванпроект ЗРК «Оса». В 1962 году был выпущен техпроект комплекса, но работы фактически не вышли из стадии экспериментальной лабораторной отработки основных систем. Несоблюдение сроков поставщиками комплектующих для создания машины привело к тому, что не только совместные, но и заводские летные испытания ЗУР в заданный срок не были начаты. К началу 1964 года было проведено всего 4 пуска, из которых 1 завершился удачно.
   Решением ВПК от 8 января 1964 года наряду с вынесением предупреждения А.В. Потопалову и М.М. Косичкину была организована комиссия по оказанию помощи. Включение в состав комиссии главного конструктора ЗРК для войск ПВО А.А. Расплетина и разработчика ракет П.Д. Грушина определило неблагоприятный исход для деятельности коллектива создателей ЗРК под руководством А.В. Потопалова.
   По результатам работы комиссии было подготовлено Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 7 сентября 1964 года об освобождении завода № 82 от работ по ЗУР и подключением взамен него ОКБ-2 ГКАТ во главе с П.Д. Грушиным. Главным конструктором комплекса взамен М.М. Косичкина был определен директор НИИ-20 П.М. Чудаков.
   Уже в 1965 году были начаты испытания ЗУР. Во втором полугодии 1967 года ЗРК был предъявлен на совместные испытания на полигон Эмба, но в июле 1968 года испытания были приостановлены из-за несоответствия ЗРК требованиям заказчика. Главным конструктором комплекса был определен директор НИЭМИ В.П. Ефремов, его заместителем И.М. Дризе.
   Решением Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам разработка плавающего корпусного колесного шасси БАЗ-5937 «Основа» (вместо шасси Зил-153 КБ завода ЗиЛ, БТР-60ПБ Горьковского автозавода и шасси колесного объекта Кутаисского автозавода, а также вместо гусеничного транспортера МТ-ЛБ Харьковского тракторного завода) поручена Брянскому автозаводу Минавтопрома.
   В марте-июне 1970 года на полигоне Эмба успешно прошли заводские испытания ЗРК, а с июля по февраль 1971 года и совместные испытания. Комплекс был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1971 года.
   Комплекс «Оса» и все его модификации находились на вооружении мотострелковых дивизий в составе зенитно-ракетный полк, состоящего из 5 батарей и КП полка с батареей управления и технической батареи, состоящей из ТЗМ 9Т217Б с 8 ЗУР, а также средств контроля и ТО. Каждая из 5 батарей состояла из 4 БМ 9А33Б 4 ЗУР 9М33 на каждой машине.
   Работы по модернизации ЗРК начаты в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в 1971 году и продолжены по решению ВПК от 7 февраля 1973 года. Заводские испытания опытных образцов ЗРК «Оса-А» и «Оса-К» были проведены в 1973 году. Совместные испытания ЗРК 9К33М2 «Оса-АК» проведены на полигоне Эмба с сентября 1974 по февраль 1975 года и в этом же году был принят на вооружение.
   В связи с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в ноябре 1975 года начата последующая модернизация. В 1977 году были проведены заводские испытания. Государственные испытания модернизированного варианта ЗРК 9К33М3 «Оса-АКМ» проводились на полигоне Эмба с сентября по декабрь 1979 года, а в 1980 году он был принят на вооружение.
   На базе ЗУР 9М33 создана ИВЦ 9Ф841 «Саман».
   ЗРК «Оса» поставлялся в армии стран Варшавского договора, Индии, Ирака, других государств Ближнего Востока, Африки и Азии. В общей сложности он состоял на вооружении 25 стран.

      4. Необходимость разработки ЗРС 9К81 «С-300В» определилась стремлением обеспечить прикрытие объектов Сухопутных войск от ударов тактических и оперативно-тактических БР противника. В начале 60-х годов в НИР «Защита» впервые были исследованы возможности в целях ПРО СВ разрабатываемых войсковых противосамолетных ЗРК.
   Головной разработчик ЗРС С-300В в целом, а также КП 9С457, МСНР 9С32, РЛС ПО 9С19 – НИЭМИ (концерн «Антей»), главный конструктор – В.П. Ефремов.
   Самоходные пусковые установки двух типов 9А82 и 9А83 (ПУ), пускозаряжающие установки двух типов 9А84 и 9А85, разработка и создание – ГКБ КМ МАП (МКБ «Старт»), главный конструктор А.И. Яскин, затем В.С. Евтушенко.
   РЛС кругового обзора 9С15 (РЛС ПО), разработка и создание – НИИИП МРП, главный конструктор Ю.А. Кузнецов, затем Г.Н. Голубев.
   Зенитные управляемые ракеты 9М82 и 9М83 (ЗУР) в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) 9Я238 и 9Я240. Разработка и создание – КБ «Новатор» МАП, руководитель Л.В. Люльев, затем В.А. Смирнов.
   В 1963-1964 годах при проведении НИР «Бином» было определено, что прикрытие объектов СВ наиболее целесообразно осуществлять совместным применением ЗРК трех типов.
   Один из них должен быть противосамолетным, а два – универсальными, решать задачи, как ПВО, так и ПРО.
   В соответствии с результатами НИР «Бином» в 1965 году были разработаны ТТЗ и исходные данные на разработку универсального войскового ЗРК. Разработка аванпроекта под шифром «Призма» проводилась в НИИ-20 под руководством В.М. Свистова. Основные проблемы создания войскового ЗРК ПРО в проекте были решены.
   Однако, по инициативе командования Войск ПВО страны в это же время рассматривалось предложение по созданию унифицированной для ПВО страны, ПВО СВ и ВМФ ЗРС С-500У.
   С учетом обсуждения предложений по созданию ЗРС С-500У Постановлением СМ СССР от 27 мая 1969 года была задана разработка для 3 видов ВС СССР унифицированной ЗРС С-300.
   Разработка и создание ЗРС С-300П для войск ПВО страны были поручены КБ-1 (НПО «Алмаз»), ЗРС С-300Ф для ВМФ были поручены ВНИИРЭ Минсудпрома (НИИ «Альтаир»), а ЗРС С-300В для ПВО СВ были поручены НИЭМИ (НПО «Антей»).
   Однако, глубокой межвидовой унификации средств ЗРС С-300 достичь не удалось. Основные средства для каждой из модификаций системы С-300 разрабатывались различными предприятиями промышленности, использовавшими различные технологии и свои комплектующие средства и, как следствие, обеспечивали различные эксплуатационные требования заказчиков (ПВО страны, войск, флота).
   Поэтому ЗРС С-300В разрабатывалась в соответствии с общими ТТТ к ЗРС С-300, частными ТТТ к ЗРС С-300В, дополнениями к ТТТ ЗРС С-300В и ее отдельным средствам и ТТЗ на разработку на РЛС ПО с дополнениями.
   В соответствии с ТТ ЗРС С-300В должна была являться фронтовым средством ПВО и предназначалась для поражения БР наземного и авиационного базирования, КР, самолетов стратегической и тактической авиации, барражирующих постановщиков активных помех, боевых вертолетов за счет применения ЗУР двух типов.
   Опытный образец ЗРС С-300В, созданный на первом этапе разработки (без РЛС ПО и отдельных средств ЗРС), проходил совместные испытания на полигоне Эмба в 1981-1981 годах и был принят на вооружение под названием С-300В1 в 1983 году.
   Совместные испытания системы в полном составе проводились также на полигоне Эмба в 1985-1986 годах. ЗРС С-300В в полном комплекте всех ее средств в 1988 году была принята на вооружение войск ПВО СВ.
   В бригаде, вооруженной ЗРС С-300В, в которую организационно сводились 3-4 зенитно-ракетных дивизиона, находился автоматизированный КП (ПБУ), состоявший из КП 9С457, РЛС КО 9С15М, РЛС ПО 9С19М2, РЛС 1Л13 и ПОРИ-П1).
   Каждый дивизион состоял из КП 9С457, РЛС КО 9С15М, РЛС ПО 9С19М2 и 4 батарей, в каждую из которых входили 1 МСНР 9С32, 2 ПУ 9А82, 1 ПЗУ 9А84, 4 ПУ 9А83 и 2 ПЗУ 9А85.
   Разработанная на базе ЗРС С-300В ЗРС «Антей-2500» обеспечивает перехват БР на дальности до 2500 км, а аэродинамических целей (АЦ) на дальности до 200 км. Однако, проводившиеся испытания модифицированной ЗРС С-300ВМД в 2000-2001 годах на полигоне Капустин Яр и Приозерск, подтвердили возможность перехвата АЦ на дальности до 400 км.
   Создание ЗРС С-300В явилось значительным отечественным научно-техническим достижением, опередившим зарубежные замыслы.

      5. Разработка автономного ЗРК 9К37 «Бук» началась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 13 января 1972 года.
   Войсковой ЗРК «Бук» предназначался для борьбы в условиях радиопротиводействия с АЦ, летящими со скоростями до 830 м/с, на средних и малых высотах, маневрирующими с перегрузками до 10-12 единиц, на дальностях до 30 км, а в перспективе и с БР.
   Головной разработчик ЗРК 9К37 в целом, а также КП 9С470 и СОУ 9А38 – НИИП НКО «Фазотрон» МРП, главный конструктор – А.А. Растов.
   Командный пункт 9С470 (КП), главный конструктор Г.Н. Валаев, затем В.И. Сокиран.
   Самоходная огневая установка (СОУ) 9А38 с 3 ЗУР 9М38 или 3 ЗУР 3М9, впоследствии СОУ 9А310 с 4 ЗУР 9М38, главный конструктор В.В. Матяшев.
   Пускозаряжающие установки (ПЗУ) 9А39 с 8 ЗУР ( 4 ЗУР на ПУ и 4 ЗУР на неподвижных ложементах ниже ПУ) 9М38, разработка и создание – МКБ «Старт» МАП, главный конструктор А.И. Яскин.
   Станция обнаружения целей (СОЦ) 9С18 «Купол», разработка и создание – НИИИП МРП, главный конструктор А.П. Ветошко, затем Ю.П. Щекотов.
   Зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 9М38, разработка и создание – КБ «Новатор» МАП, руководитель Л.В. Люльев.
   Унифицированные шасси (ГМ), разработка и создание – ММЗ МТМ, главный конструктор Н.А. Астров.
   Однако, для скорейшего усиления ПВО танковых дивизий с наращиванием боевых возможностей входящих в эти дивизии полков, оснащенных ЗРК «Куб», путем увеличения вдвое канальности по целям Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22 мая 1974 года, было предписано осуществить создание ЗРК «Бук» в 2 этапа. Вначале ускоренными темпами разрабатывались ЗУР 9М38 и СОУ9А38. Для ЗРК «Бук-1» предусматривалось в составе 5 батарей полка «Куб-М3», в дополнение к одной СУРН 1С91М3 и 4 ПУ 2П25М3 иметь 1 СОУ 9А38 из состава ЗРК «Бук» с 3 ЗУР 9М38 или 3М9М3.
   В период с августа 1975 года по октябрь 1976 года ЗРК «Бук-1» в составе СУРН 1С91М3, СОУ 9А38, ПУ 2П25М3, ЗУР 3М9М3 и 9М38 проходил государственные испытания на полигоне Эмба. Комплекс был принят на вооружение в 1978 году. В связи с тем, что СОУ 9А38 и ЗУР 9М38 являлись средствами, дополняющими средства ЗРК «Куб», комплекс получил название «Куб-М4».
   Совместные испытания ЗРК в заданном составе проводились также на полигоне Эмба с ноября 1977 года по март 1979 года. СОУ 9А310 по своему предназначению и устройству отличалась от СОУ 9А38 из состава ЗРК «Куб-М4» тем, что сопрягалась не с СУРН и ПУ 2П25М3, а с КП 9С470 и ПЗУ 9А39. Кроме того, на СОУ 9А310 располагались не 3, а 4 ЗУР 9М38. Комплекс «Бук» в полном комплекте всех его средств в 1980 году был принят на вооружение войск ПВО СВ.
   Организационно ЗРК «Бук» сводился в зенитно-ракетную бригаду, в которую входили КП бригады с АСУ «Поляна-Д4», 4 зенитно-ракетных дивизиона со своими КП 9С470, СОЦ 9С18, взводом связи и 3 батареями, в каждой из которых было по 2 СОУ 9А310 и 3 ПЗУ 9А39, а также подразделение технического обеспечения и обслуживания.
   В соответствии с Постановлением от 30 ноября 1979 года была проведена модернизация ЗРК «Бук» с целью повышения его боевых возможностей, защищенности его РЭС от помех и радиолокационных ракет.
   Испытания проводились на полигоне Эмба с февраля по декабрь 1982 года. Модернизированный комплекс под названием «Бук-М1» был принят на вооружение войск ПВО СВ в 1983 году.
   В декабре 1992 года президентом РФ подписано распоряжение о дальнейшей модернизации ЗРК «Бук».
   Кооперацией предприятий во главе с НИИП имени В.В. Тихомирова в 1994-1997 годах была проведена работа по созданию на базе ЗРК «Бук-М1» модернизированных ЗРК «Бук-М1-2» и «Бук-М2» («Бук-М2-1»), в котором, за счет применения новой ЗУР 9М317 и модернизации других средств комплекса, впервые обеспечена возможность поражения элементов ВТО, надводных кораблей на дальности до 25 км и наземных целей на дальности до 15 км.
   Испытания модернизированного ЗРК «Бук-М1-2» проводились в 1997 году на полигоне Эмба, где был проведены пуски ЗУР 9М317 (9М317МТ) по находившемуся на отдалении 7,5 км от СОУ наземной цели (бомбардировщику Ту-16) и полигоне ВМФ под Симферополем, где был произведен пуск ЗУР 9М317 по надводной цели (катеру). Успешные результаты испытаний ЗРК «Бук-М1-2» подтвердили расширение боевых возможностей после проведенной модернизации он был принят на вооружение ВПВО в 1998 году.
   В ходе проводившейся модернизации ЗРК «Бук-М1» помимо применения новой ЗУР 9М317 предусматривалось введение в состав ЗРК нового средства – РЛС подсвета целей и наведения ракет (РПН) с размещением антенны в рабочем положении на высоте 22 метра с использованием телескопического устройства. С введением РПН существенно расширялись возможности по поражению НЛЦ (крылатых ракет).
   Вместо СОЦ 9С18М1 в состав комплекса вводилась СОЦ 9С112, а вместо КП 9С470М1 вводился КП 9С510. Вместо СОУ 9А310М1 в состав комплекса вводилась СОУ 9А317 с ФАР. Вместо ПЗУ 9А39М1 в состав комплекса вводилась ПЗУ 9А320 с 8 ЗУР, находящимися в одной плоскости. Но впоследствии, в целях унификации, а также из-за удорожания комплекса в целом, было принято решение вместо ПЗУ 9А320 ввести в состав комплекса 2 ПЗУ 9А316. Разрабатываемый ЗРК имел название «Бук-М2».
   Параллельно с этим, при снижении общей стоимости ЗРК, но с некоторым ухудшением показателей проходимости и времени развертывания ЗРК, проводились работы по созданию ЗРК на колесном шасси «Краз-260», получивший название «Бук-М2-1», где в состав комплекса входили КП 9С512, СОЦ 9С112-1, РПН 9С36-1, ПУ 9А318 с 8 ЗУР в одной плоскости.
   Испытания обоих видов ЗРК «Бук-М2» и «Бук-М2-1» проводились в 80-х годах на полигоне Эмба.
   Но в сложных социально-экономических условиях и в силу процессов, происходящих в нашей стране, решение об оснащении войск ПВО современными ЗРК семейства «Бук» принято не было.
   Работы по дальнейшей модернизации ЗРК продолжались и на полигоне Эмба проводились бросковые испытания новой ЗУР, находящейся в ТПК. Но испытания были свернуты по причине подготовки материальной базы полигона к передислокации на полигон Капустин Яр, где работы по модернизации ЗРК были продолжены дальше. Также предусматривалось обеспечение всеракурсного вертикального пуска ЗУР.

      6. Работы по созданию автономного ЗРК 9К330 «Тор» началась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года.
   Изменившееся воззрение на характер возможных боевых действий определили потребность в обеспечении для боевых машин ЗРК дивизионного звена одинаковой скорости с танками и БМП, а также проходимости, что обусловило переход на гусеничное шасси.
   Отработанная при создании ЗРС С-300 схема вертикального пуска ЗУР позволила реализовать это в ЗРК «Тор», вертикально разместив 8 ЗУР по оси башни внутри БМ.
   Разработка и создание комплекса – НИЭМИ МРП (концерн «Антей»), главный конструктор – В.П. Ефремов.
   Боевая машина 9А330 (БМ), разработка и создание – НИЭМИ МРП, главный конструктор И.М. Дризе.
   Зенитная управляемая ракета 9М330 (ЗУР), разработка и создание – МКБ «Факел» МАП, главный конструктор П.Д. Грушин.
   Гусеничное шасси (ГМ-355) , разработка и создание – МТЗ.
   Боевая машина 9А330 имела в своем составе СОЦ, СН, СЦВМ, ПУ, ГМ.
   Разработка комплекса несколько задержалась из-за трудностей в создании гусеничного шасси.
   Совместные испытания ЗРК «Тор» проходил также на полигоне Эмба с декабря 1983 года по декабрь 1984 года. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 марта 1986 года комплекс был принят на вооружение.
   Организационно ЗРК «Тор» сводился в зенитно-ракетные полки дивизий, состоявшие из КП полка, 4 зенитно-ракетных батарей, в каждой из которых было по 4 БМ 9А330 и БКП ПУ-12М в каждой, а также подразделений технического обеспечения и обслуживания.
   Одновременно с принятием на вооружение ЗРК «Тор» начались работы по его модернизации.
   В результате модернизации в ЗРК был введен второй целевой канал, усилена БЧ ЗУР, применен ракетный модуль с 4 ЗУР, сопряжение с введенным УБКП 9С737 «Ранжир» для управления автономными боевым действиями батарей, доработаны ТЗМ и ТМ.
   Государственные испытания ЗРК «Тор-М1» проходили на полигоне Эмба с марта по декабрь 1989 года. ЗРК был принят на вооружение в 1991 году.
   Не имеющие аналогов в мире ЗРК «Тор» и «Тор-М1», способные поражать элементы ВТО, неоднократно показывали свои боевые возможности на учебно-боевых стрельбах, войсковых учениях, на международных выставках вооружения в различных странах мира и обладают хорошей конкурентоспособностью на мировом рынке вооружения.
   Были проведены работы по замене белорусского шасси ГМ-355 на разработанное в Мытищах шасси ГМ-5955. Испытания БМ на новом шасси также проводились на полигоне Эмба.
   Проведены работы по размещению основных элементов ЗРК на 4-х осном колесном шасси в самоходном варианте – ЗРК «Тор-М1ТА» (испытания проводились на полигоне Капустин Яр), в буксируемом – ЗРК «Тор-М1Б». Проводятся также работы по стационарному варианту комплекса – ЗРК «Тор-М1С».
   ЗРК «Тор-М1» в настоящий момент состоит на вооружении ВС Исламской Республики Иран.

      7. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 июля 1970 года начата разработка ЗПРК 2К22 «Тунгуска», которая первоначально предусматривала создание новой ЗСУ на смену знаменитой ЗСУ-23-4 «Шилка».
   Разработка и создание ЗПРК в целом, а также БМ 2С6 – КБП МОП, главный конструктор – А.Г. Шипунов.
   Зенитные 30-мм автоматы 2А38, разработка и создание – КБП МОП, главный конструктор В.П. Грязев.
   ЗУР 9М311 в ТПК, разработка и создание – КБП МОП, главный конструктор В.М. Кузнецов.
   Радиоприборный комплекс, разработка и создание – УМЗ МРП, главный конструктор Ю.Е. Иванов.
   Прицельно-оптическое оборудование, разработка и создание – ЛОМО МОП.
   Система наведения, стабилизации линии выстрела, АНТО, разработка и создание – ВНИИ «Сигнал» МОП.
   Гусеничное шасси ГМ-352 с системой электропитания, разработка и создание – МТЗ.
   В ходе проведения разработки была проработана целесообразность увеличения калибра автоматических зенитных пушек в целях уменьшения необходимого числа попаданий для поражения АЦ за счет 2-3 кратного увеличения массы взрывчатого вещества.
   Также в 3 НИИ МО было определено, что для обеспечения боевой автономной работы перспективной ЗСУ и высокой эффективности стрельбы в ее составе должна быть собственная РЛС кругового обзора с дальностью обнаружения до 18 км.
   С целью расширения зоны обстрела целей до рубежа применения ими бортового оружия и повышения боевого могущества ЗСУ «Тунгуска», по инициативе КБП МОП и 3 НИИ МО, было признано целесообразным поставить дополнительно на ЗСУ ракетное вооружение с системой оптического визирования и радиотелеуправления ЗУР, обеспечивающей поражение АЦ на высотах до 3,5 км и на дальностях до 8 км.
   Однако, целесообразность разработки ЗПРК вызвала большие возмущения в аппарате МО, закончившиеся прекращением финансирования дальнейшей разработки ЗСУ «Тунгуска» в период с 1975 по 1977 годы, так как принятый на вооружение в 1975 году ЗРК «Оса-АК» имел примерно одинаковые характеристики эффективности поражения АЦ. Но при этом не учитывалось, что при борьбе с вертолетами огневой поддержки, ЗРК «Оса-АК» существенно уступал ЗСУ «Тунгуска».
   Решением Правительства в 1973 году была поставлена специальная комплексная НИР «Запруда», по изысканию путей защиты СВ от ударов вертолетов противника.
   По результатам НИР были сделаны выводы, что единственным зенитным средством, способным вести борьбу с зависающими вертолетами, могла быть ЗСУ «Тунгуска», обладающая возможностью сопровождать танки в боевых порядках.
   Совместные испытания ЗПРК «Тунгуска» проводились на полигоне Донгуз с сентября 1980 года по декабрь 1981 года. Комплекс в 1988 году был принят на вооружение войск ПВО СВ Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 сентября 1982 года.
   Организационно 4 БМ ЗПРК «Тунгуска» сводились в зенитный ракетно-артиллерийский взвод батареи, состоявшие из взвода ЗРК «Стрела-10СВ» и взвода БМ 2С6. Батарея, с БКП ПУ-12М и подразделениями технического обеспечения и обслуживания, входила в состав дивизиона МСП (МТП). В дальнейшем БМ 2С6 должны были сопрягаться с УБКП 9С737 «Ранжир».
   К середине 1990 года ЗПРК «Тунгуска» был модернизирован и получил название «Тунгуска-М». Основными доработками комплекса были введение новых радиостанций и приемника для связи с УБКП «Ранжир» и командным пунктом ППРУ-1М, а также замена ГТД на новый, с повышенным ресурсом работы.
   ЗПРК 2К22М «Тунгуска-М» проходил испытания на полигоне Эмба в 1990 году и был принят на вооружение ВПВО в том же году.
   Проведены работы по замене белорусского шасси ГМ-352 на разработанное в Мытищах шасси ГМ-5975, транспортные испытания которого в составе БМ 2С6М1 проводились тоже на полигоне Эмба.
   Дальнейшее развитие основных технических решений осуществлено в ЗПРК «Панцирь-С» с более мощной ЗУР 57Э6, размещенном на 4-х осном колесном шасси «Урал» новой модификации. Испытания ЗПРК «Тунгуска-С» проводились на полигоне Капустин Яр в интересах ПВО страны.

      8. На полигоне Эмба были начаты работы по проведению модернизации ПЗРК «Игла», которые после передислокации материальной части с полигона Эмба на территорию полигона Капустин Яр были продолжены, и после проведения Государственных испытаний комплекс был принят под наименованием «Игла-С».